peach jam
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться22018-08-07 11:58:10
я как и вы бываю счастлив, но только до той поры
пока не вспомню, что я хрустальный мальчик.
и как показать на кукле, что он делал там внутри?
адам бергманн, 22
человек; администратор в хостеле; louis hofmann
[18/08/1996]
если бы в сутках было тридцать шесть часов, вместо положенных двадцати четырех, адам просто спал бы больше. по синякам под его глазами можно считывать количество бессонных часов — как по кругам на срубе дерева можно определить его возраст.
часов без сна: 19
часов до следующей возможности поспать: 20
поэтому адам мысленно шепчет извинения приятному на вид молодому человеку, сидящему рядом с ним в трамвае, прежде чем "невзначай" опустить свою голову на его плечо и уснуть на пять-десять-пятнадцать минут. через несколько остановок молодой человек аккуратно трясет его за плечо.
— эй, парень, мне выходить на следующей остановке.
адам со сна помятый и растерянный. на щеке виднеется след от впечатанных в кожу складок темно-синего твидового пальто. незнакомец из трамвая тихо смеется.
— надеюсь, мое плечо было достаточно мягким.
мысленно бергманн благодарит всех существующих и несуществующих богов за таких вот людей, которые относятся к нему с пониманием. он кивает в ответ, хотя прекрасно осознает, что смог бы выспаться даже прислонившись щекой к окну. но окно холодное и чуть заиндевевшее с внешней стороны, а плечо соседа казалось до невозможности похожим на подушку.
часов до следующей возможности поспать: 19,2
через двадцать минут он доезжает до танцевальной студии, так что остается всего девятнадцать часов чистого бодрствования и изнурительных тренировок.
минус обед.
минус те самые божественные пять минут, когда танцоры завершили выступление и валятся с ног от усталости (валятся на пол, потому что маты из студии вновь кто-то вынес, и этому "кому-то" марко пообещал снести голову). они лежат на полу, положив головы на ноги/руки/животы друг друга и, пытаясь отдышаться, говорят о всякой ерунде.
— сходим после тренировки в бар? — вопросительно тянет крис.
дело в том, что у адама прохудились кеды.
дело в том, что до следующей возможности купить себе нормальную обувь, а не хлипкую ткань на клее: 5 месяцев 15 дней.
примерно через это время адам сможет накопить достаточно денег, с учетом квартплаты и прочих мелких расходов. на еду, например, на которую они с сестрой тратят слишком много. и, уж конечно, позволить себе ходить в бар он не может.
поэтому он говорит:
— ребята, я пас.
///
по блюдцу разливается чай с молоком, и адам ругается сквозь крепко сжатые зубы. ругается тихо, потому что на диване в гостиной уснула сестра и шесть утра — это слишком рано для подъема. по крайней мере, для тех членов семьи, которые не отправляются в семь утра на тренировку.
новый орлеан окутывает привычный осенний полумрак, но на улице вроде тепло, так что поверх пижамной майки адам накидывает только валяющийся на полу у кресла кардиган; кажется, вчера вечером он не слишком сильно заботился о порядке, раз позволил себе небрежно скомкать шерсть.
раз, два, три.
открыть дверь на балкон, ступить вперед, закрыть за собой дверь.
четыре.
поставить кружку чая на полуразвалившийся комод.
пять.
опереться руками о хлипкую перекладину, свеситься вниз.
в детстве — слишком далеком, чтобы помнить конкретный год/возраст/дату (неважно, не имеет значения) — он обожал плеваться с балкона. или бросать вниз воздушные шарики, наполненные водой. или запускать самолетики. адаму в детстве больше нравилось проводить время на балконе, нежели в квартире, воздух которой насмерть пропитался алкогольными парами и запахом пригоревшей каши.
каша — это все, что мог готовить им отчим. впрочем, даже такую простую вещь он умудрялся сделать несъедобной.
адам тяжело вздыхает и переводит взгляд чуть правее. и замирает.
на бельевой веревке одиноко трепещет короткими рукавами футболка, которую он знает слишком хорошо. эта футболка не принадлежит ему, она не принадлежит элспет, и когда адам вспоминает образ ее обладателя, на его шее смыкаются слишком знакомые — как и футболка, он практически знает каждый миллиметр наизусть, заучил карту морщин и трещин — мозолистые руки. он видит все настолько ярко, что приходится даже приложить собственные руки к шее, чтобы убедиться, что ничего нет.
адам начинает дышать.
обычная футболка. обычная черная футболка. обычная черная отчимова футболка. на футболке — жирный раскуренный джоинт. через всю грудь зеленым неоном готики растягивается надпись: «все, что нужно для счастья — кружка пива и хороший косяк». кружка пива, кстати, там тоже была нарисована.
адам вспоминает.
ему семь. старая квартира. мама на кухне готовит, отчим в гостиной смотрит регби. футболка настолько длинная, что ноги адама путаются, и он, неловко ими перебирая, становится прямо перед телевизором.
— привет, - говорит тихо.
мужчина смеется и приподнимается, меняя позу. зовет маму. на ней запачканный мучной пылью передник, но она все равно кажется самой прекрасной (для обоих мужчин — в этом нет сомнений).
позднее отчим объясняет, что семилетний ребенок не должен вообще знать, что такое «косяк», так что футболку не отдаст.
и вот теперь адам держит ее в руках.
буквы поблекли и почти стерлись, но рисунок еще можно различить — бокал пива и косяк, косяк и бокал пива. должно быть, элспет не удержалась и привезла ее со старой квартиры; отчим вряд ли был в том состоянии, чтобы заметить пропажу.
адам делает вдох и почти в ту же секунду шумно выдыхает.
через пару часов, когда он заходит в танцевальную студию и снимает парку, ребята посмеиваются. наивно было предполагать, что они ничего не заметят, потому что они замечают все. адам оборачивается, наигранно хмуря брови.
— за работу, лентяи. начинаем с пятой связки.
на нем обычная черная футболка, с нарисованными на ней кружкой пива и косяком. она пахнет стиральным порошком и — совсем немного — их с элспет квартирой.
адам смотрит на свое отражение и улыбается.
он почти счастлив.
///
адам проверяет дверь. раз. два. три. она заперта, но он все равно нерешительно держит пальцы на холодном и продолговатом язычке замка. дергает еще раз — закрыто.
счет идет уже на второй десяток, когда легкая рука элспет опускается на его руку.
— пойдем спать, — говорит она.
адам неразборчиво что-то мычит. вспоминает: сейчас двадцать три, нужно проверить замок еще раз, чтобы конечное число смогло разделиться на три без остатка. двадцать четыре делить на три. получится восемь. простая арифметика, которая застрала у него в голове. обессивно-компульсивное расстройство — так называют это психологи. три психолога, к которым он сходил на три консультации.
адам растягивает губы в нелепой улыбке и поворачивается к сестре. теперь можно идти спать. теперь он уверен, что ночью в их квартиру не вломятся воры и не убьют ее.
не убьют ее.не убьют ее.
иногда ему становится легче, как будто окр просто забывает о существовании адама и переключается на кого-то другого. адаму жаль этого неизвестного человека, но и не жаль одновременно. говоря откровенно, он бы и рад избавиться от своего навязчивого состояния.
последние пять лет прошли как будто в раю.
в голове адама тихо: не слышно тиканья, тихого и гулкого стука барабанов, шуршания, нет белого шума. адам может теперь случайно порезаться ножом и не сделать нарочно такую же царапину на другой стороне своего тела. единственная привычка, которая у него осталась — считать дни и часы.
прошло тысяча четыреста семьдесят девять дней с их переезда в новый орлеан.
прошло три часа с тех пор, как он помыл руки.
он уже пять лет не проверял замки. не так часто.
иногда его пальцы все еще лежат на холодном и продолговатом язычке замка — в его голове у этого предмета интерьера всегда одно и тоже описание — но достаточно секунды, чтобы адам «проснулся» и пересилил себя. пять долгих, счастливых лет.
иногда он три раза поворачивает кольцо вокруг среднего пальца, на котором оно надето.
или повторяет одно и то же слово три раза, но ему всегда удается замаскировать это так, чтобы не заметили друзья или элспет. потому что если элспет заметит, она снова поведет его к психологу, где его снова вежливо попросят лечь на кушетку и вскрыть свою грудную клетку и свою черепную коробку и раз-два-три показать всем свои изъяны.
адам и так видит слишком много.
по ночам, когда он вдруг просыпается и чувствует себя до отвратительного беспокойно, лучшее, что можно сделать — выйти на балкон и посмотреть на небо.
но каждый раз звезды исчезают раньше, чем он успевает их сосчитать.
///
— вы-пей-ме-ня, — голос робби пьяный и плутовской, в руке покачивается бутылка водки, удерживаемая за горлышко лишь указательным и большим пальцами. на дне — три рюмки по сто пятьдесят миллилитров. рядом с пьяным робби стоит серьезный марко. слишком серьезный для сегодняшнего рождественского вечера, слишком трезвый. на нем черные ботинки, черные носки, черные брюки, черная водолазка, волосы кажутся темными, потому что на крыльце недостаточно света. на секунду адаму кажется, что марко — это аид из преисподней.
— ну же, алиса, — робби закидывает голову и смеется. кадык дергается под тонкой кожей шеи. адам сглатывает. — ну же, алиса. вы-пей-ме-ня.
пробка летит куда-то в кусты. резкий запах водки практически мгновенно распространяется по веранде, как будто это не алкоголь, а ароматическая свечка.
адам отстраненно думает, есть ли в природе ароматические свечки с запахом алкоголя, когда робби впихивает бутылку ему в руки. все, что может делать бергманн — вспоминать отчима.
как тот приходит с работы, снимает тяжелые ботинки, вешает куртку на крючок и проходит в кухню.
говорит:
— элспет, ты херовая хозяйка. твой муж сдохнет от голода раньше, чем ты успеешь моргнуть. неужели мать ничему не успела тебя научить?
элспет чертовых десять лет, и суповая кастрюля больше ее в два раза, но отчим уже накидался, так что убедить его в обратном невозможно. так было не всегда. это началось тогда, когда мама умерла.
она умерла во сне. адаму хочется верить, что она даже не смогла понять, что происходит. она просто заснула и не смогла проснуться, но даже и этого осознать не смогла, потому что — нет — ансельм не верит в жизнь после смерти. ему хочется рыдать почти каждый раз, когда он слышит слово «мама».
он боится забыть ее голос. он забудет когда-нибудь — его память просто ужасная. и он заранее ненавидит себя за это.
он боится забыть ее улыбку. даже на фотографиях она какая-то другая.
он боится забыть хрипотцу ее голоса, когда она смеялась. он боится забыть ее родинку под носом. боится забыть, как пахли ее руки, когда она мазала их своим кремом. как тепло было с ней обниматься. как она ругалась на него.
если бы он мог, он бы попытался сделать хоть что-нибудь, чтобы осчастливить ее. но правда в том, что мы чаще всего не знаем, когда увидимся с человеком в последний раз.
а потом отчим начал пить. и бить. и уносить из дома вещи. он был хорошим человеком, но теперь адам даже не уверен, можно ли считать его человеком.
и они с элспет просто собрали вещи и ушли.
это было десятое октября две тысячи тринадцатого года.
///
— готов?
адам решительно кивает и мощные руки втягивают его на движущуюся сквозь пеструю толпу платформу. шаткие доски пружинят под его ногами, и уходит где-то минута на то, чтобы найти баланс — за это время его провожатый пересекает шатёр, разбитый прямо на платформе, и швыряет в лицо адама что-то мягкое.
что-то объемное.
что-то до пошлости пурпурное.
мантия льнет на плечи так, будто была сшита по адамовым меркам; мягко щелкает зашедшая в паз застежка. сегодня адам — король.
сегодня новый орлеан раскрашен золотым, зеленым и фиолетовым — адам ловит отблески ярких цветов в лучах солнца, слышит треск пластмассовых бусин еще до того, как покидает шатёр. такие же висят на его шее, щекочут давно не стриженный загривок.
люди снаружи беснуются, головы теряют, их крики заглушают даже надоедливую мелодию из колонки, установленной на самой вершине платформы. все, что слышит адам — «бросайте! бросайте! бросайте!»
каким-то чудом отыскивается коробка с дешевыми куколками и четками, фальшивыми дублонами, показывающими шоколадные бока в разрезе золотой фольги, звонкими бусинами. удерживая ее в руках, адам шагает за пределы своего убежища. и слепнет.
как будто сфотографировали со вспышкой, как будто долго смотрел на солнце.
— бросай! — небольшая стайка девушек, полуголых и размалеванных, тянет руки к адаму, и пальцы одной из них почти обхватывают адамов ботинок. он швыряет в толпу четки и бусы, швыряет монеты, швыряет коробку, но этого недостаточно — люди хотят еще.
адам бы и себя тоже кинул, если бы не был уверен в том, что его разорвут на части.
«mardi gras». люди, празднующие жизнь.
адам не предполагал, что новый орлеан так быстро проберется и поселится в его крови, захватит мысли, заменит дом. то, что должно было стать «перевалочным пунктом» для них с сестрой, стало убежищем, тихой гаванью.
и пусть в их квартире шумят трубы.
пусть соседи по ночам не дают спать.
пусть аренда слишком дорогая, и ради нее приходится жертвовать многим другим — пусть.
сегодня — адам король, а люди нового орлеана — его подданные.
///
голос в трубке тихий и напуганный, элспет тоненько скулит:
— забери меня отсюда, — и сон снимает как рукой. адам тут же резко садится в кровати, неосторожно скидывая с себя руку малкольма, и трет глаза. нет, не показалось: часовая стрелка действительно застряла на тройке, минутная — потерялась где-то между пятеркой и шестеркой.
адам гневным шепотом требует прислать смс'кой адрес, вызывает убер («водитель в десяти минутах» — «весь орлеан, черт побери, ночью можно объехать за десять минут, в каких ебенях находится этот черт») и на секунду ныряет обратно под одеяло, губами прижимаясь к горячему плечу малкольма.
— мне правда нужно идти, — адам ненавидит себя за этот виноватый тон, за непрошенное ночное пробуждение, но особенно за то, что остаток ночи, вероятно, малкольму придется провести в пустой постели.
«ему правда нужно идти» в третий раз за последний месяц; элспет тревожно часто стала пропадать со своими универскими друзьями, и адам пытается не думать о том, что это его вина, но все равно не получается.
потому что они всю жизнь жили вместе, а теперь он живет с малкольмом. сестра — на правах желанной гостьи — все же остается гостьей, пусть в свободной комнате для нее и постелено чистое свежее белье.
элспет говорит, что он тут ни при чем.
малкольм говорит, что это не его вина.
а адам только и делает, что голову свою посыпает пеплом — конечно же при чем. конечно же его вина. чья еще?
поэтому он едет через весь город в какой-то стремный клуб, забирает оттуда пьяную сестру и везет ее в квартиру малкольма (их квартиру). помогает раздеться, попутно скидывая грязную перепачканную одежду в корзину, укладывает спать.
— ты злишься?
ей снова как будто семь. она снова как будто нашкодила. ее снова как будто заперли в комнате в качестве наказания, и адам лезет в окно второго этажа по зеленой изгороди — плющ колет руки, цепляется шипами за кожу.
адам выдыхает:
— я не злюсь, элспет. я волнуюсь.
марта бергманн мать — дочь немецких мигрантов, уроженка г. лафайетт, штат луизиана. неоконченное среднее образование, всю жизнь проработала швеей в ателье. о маме у адама сохранились самые теплые воспоминания, несмотря на то, что она утаивала от него очень много важной информации (например, кто его отец). скончалась от разрыва аневризмы в 2009 г.
грегори диккенс отчим — 55 полных лет. долгое время работал на местной фабрике по производству лакокрасочных материалов, но после смерти марты начал пить и его уволили. с тех пор подрабатывает где придется, лишь бы дали денег на очередную бутылку.
элспет м. бергманн младшая сестра — 20 лет, студентка uno. единственная семья, которая осталась у адама после смерти матери.
[1] родился в г. лафайетт, штат луизиана. сколько себя помнит, семья всегда состояла из четырех человек – он, сестра, мама и отчим.
[2] был крайне тихим и беспроблемным ребенком, почти все свободное от школы время проводил в танцевальной студии, в которую мать отдала его в четыре года.
[3] адам не отличник и даже хорошистом назвать его достаточно сложно; гуманитарные предметы шли относительно легко, по части точных наук возникало огромное количество вопросов.
[4] адаму было одиннадцать, а элспет девять, когда умерла мама. первые месяцы после ее смерти были для него психологически самыми сложными в жизни. отчим запил и начал пропадать на пьянках, адаму приходилось самому приглядывать за сестрой.
[5] первую работу он нашел в четырнадцать лет — работал официантом в закусочной на самом выезде из города. это был не самый безопасный район города, там частенько останавливались дальнобойщики, на парковке практически каждый день кто-то да дрался.
[6] зарплату, а также небольшие отчисления с выступлений адам собирал в жестяную коробку, которую прятал под кроватью. кое-какие деньги подворовывал у отчима, в основном мелочь из карманов, чтобы ее отсутствие не вызвало подозрений.
[7] адаму тринадцать, и отчим впервые поднимает на него руку. впоследствии, оплеухи и тычки станут наименьшей его проблемой — в пьяном угаре с грегори станется и кинуть в пасынка бутылкой, и ударить тяжелой пряжкой на ремне, и впечатать лицом в стену. ничего такого не происходило, когда отчим был трезв, но адам уже и забыл, когда такое было.
[8] адаму восемнадцать, элспет шестнадцать — они сбегают из лафайетта в новый орлеан, добираясь до города-полумесяца на перекладных и подсаживаясь к разговорчивым южанам. денег, накопленных за несколько лет, хватает только на два месяца аренды крохотной квартиры, плюс немного на еду.
[9] в этом же году адам находит элспет новую школу, себе — работу. первое время кем только ни работал, пытаясь заработать хоть какие-нибудь деньги: танцевал в клубе (не самая лучшая идея; ушел оттуда почти сразу же), был курьером, официантом, продавцом в магазине товаров для дома.
[10] вот уже полтора года как работает администратором в местном хостеле, и, честно говоря, это одна из самых "тихих" его работ, даже несмотря на то, что некоторые туристы бывают довольно неприятными.
[11] особенно любит ночные смены — неторопливые и размеренные, можно с удовольствием почитать книжку или посмотреть фильм, на что обычно не хватает времени в остальное время суток.[10] infp, эфлв, бнпв.
[12] кинестетик.
[13] в средней и старшей школе учил французский язык, владеет им примерно на «niveau avancé», но никаких международных/квалификационных тестов не сдавал.
[14] не очень хорошо умеет выражать свои мысли словами, часто путается, от этого смущается и еще больше закрывается в себе.
[15] старается держать людей «на почтительном расстоянии», не делая исключений даже для ребят из труппы, которые за несколько лет стали ему хорошими друзьями. тем не менее, они практически ничего не знают о прошлом адама, его плохих отношениях с отчимом, сложном финансовом положении etc.
[16] гуру отговорок. «ой, я не могу сегодня пойти с вами тусить, у меня заболела собака и я поведу ее к ветеринару». «ой, наше свидание придется отменить, я немного приболел». «ой, у меня не получится скинуться на пьянку, я на антибиотиках».
[17] обожает кофе настолько, что готов тратить на него любые деньги. лучше он неделю будет ходить пешком, чтобы не тратиться на общественный транспорт, чем откажется от утренней чашки американо по дороге в студию.
[18] мечтает выучиться на профессионального танцора/перформера, но пока в мечтах лишь только снится.
[19] периодически корит себя за то, что решил не поступать в университет, но в то же время понимает, что это был единственный возможный вариант для них с элспет. это не мешает, впрочем, устраивать сеансы самобичевания.
[20, бонусный] определенно любит собачек больше, чем котиков
все движется, если я с тобой
если я с тобой, все движется.
все движется.приподнятые кончики изогнутых губ – невесомый отголосок эмоции. неловкость на кухне (почти) осязаема, он (почти) вскрывает ее пальцами, (почти) запускает бледные руки внутрь. финниган – несуразный, лишний элемент в знакомой среде обитания, враждебный вирус в организме, бесперебойно работающем; лишняя шестеренка застревает между барабанных валов, часовой механизм надсадно гудит и проворачивается, секундная стрелка срывается с места. время – идет. фрэнсис – дышит. финниган – существует.
еще одна точка в системе координат.
эта точка требует к себе внимания, что-то говорит, голос – жалобно-просящий, извиняющийся. «за что?» – на секунду выпавший из разговора блетчли жмурится и трясет головой, волосы падают на глаза. телефон. еда. он собирает свое сознание воедино, лихорадочно
яркая надорванная обертка горькой шоколадки нахально серебрится с верхней полки.
– у меня ничего нет? – не утверждение, вопрос. он уже и забыл, когда заглядывал в свой холодильник. местный магазинчик на углу работает до одиннадцати, кассир наверняка удивится, когда фрэнсис купит что-то кроме ромового пунша и сигарет. – творческая личность умеет готовить? потому что я по нулям.
творческая личность наверняка не умеет, смотрит на фрэнсиса с другого конца комнаты, глазами стреляя на поражение. фрэнсис под этим взглядом безоружен; беззащитен; беззаступен. только и может, что смотреть в ответ.
игра в гляделки продолжается недолго. блечтли первым отводит взгляд. один–ноль.
– если бы все вышибалы в кабаньей голове выглядели как крам, цены бы этому заведению не было, – почему-то фрэнсису смешно. они разговаривают с финниганом о квиддиче так, как будто это разговор о погоде. small talk. ненавязчивое вступление к более содержательной беседе.
но, вместе с тем –
безопасно. тиски, сжимающие внутренности, расслабляются. в голове проясняется.и нам уже давно дано решение.
легко расслышать, но сложней принять.
я не могу остановить движение,
дальше иди без меня.это помощь, говорит райли. с этим пора что-то делать, говорит райли. если ты не будешь бороться за тебя – буду я, говорит райли.
фрэнсис собирает буквы в слова и слова в предложения, предложения – во взволнованные крики и вопросительно-риторические вопросы на конце, оставляющие после себя дурное послевкусие.
понял?
он прикладывает руку к груди и чувствует часто бьющееся сердце, ритм – быстрый фокстрот, ранний предвестник артимии. фрэнсис так и замирает на секунду: рука на сердце, голова опущена. хочешь – секи беззащитно оголившуюся шею мечом.
ему не хватает сил сказать что-то членораздельное, что-то осмысленное; в голове безумная каша из мыслей, не желающая формироваться в что-то более определенное. словарный запас сокращается до трех слов, до сих пор звучащие в ушах фрэнсиса собственным голосом, исковерканным почти до неузнаваемости: «ты сделал что?».
говорить это в третий раз, впрочем, он не собирается. что-то подсказывает, что райли и так уже понял намёк – ощетинился в защите, глаза стреляют вызывающе. и поэтому фрэнсис молчит, выдерживает паузу, тщательно подбирая слова.
это сложно сделать с подступающей к горлу тошнотой.
с колотящимся сердцем.
с остановившими работу легкими – дыши, идиот, не откидывайся прямо здесь,
фрэнсис снова делает глубокий вдох.
а потом говорит.
слова извергаются из его горла, половина – бранные. мать бы хватил удар, думает. но остановиться уже не может, как будто после десятка лет обета молчания, как будто слова могут хоть что-то изменить, повернуть время назад. время – идет, фрэнсис – дышит, райли – существует.
– кому сказал? брату? охуеть, у тебя есть брат. позвал бы блядь его на семейный ужин, обговорили бы лечение,
лежащая на кровати пачка лаки страйк – маяк. дрожащие руки тянутся к ней автоматически, не отдавая отчет. фрэнсис привычно щелкает зажигалкой, ощущая едва заметный запах газа. знакомые вещи успокаивают, помогают подавить подступающую панику.
глубоко в первый раз затягиваясь, фрэнсис думает: позавчера они сидели на кухне и толкали друг друга босыми ногами, кофе был просто отвратительный, пережаренный и терпкий («больше – фрэнсис слышит собственный голос – у этого ублюдка не покупаем»); вчера – лежали валетом на незастеленной еще с утра кровати и курили, обсуждали какие-то глупые повседневные мелочи, фрэнсис изредка поворачивался и прижимался губами к мягкой коже на щиколотке.
сегодня – таранящее грудную клетку сердце. дрожь в руках. мутный дым обиды в голове.
горечь на языке, которую фрэнсис сплевывает ядом:
– если это и проблема, то она моя, финниган. что, н-надоело трахаться с больным?
а потом:
– боишься заразиться?
сказанное вслух остро колет; невысказанное, выстраданное, вечно-с-ним-внутри-живущее, копошащийся страх «райлитебябросит райлитебябросит комутытакойнужен уродуродурод».
сказанное вслух режет больнее ножа.
фрэнсис выпаливает это и тут же замолкает, сжимает губы до побеления, напряженно всматривается в лицо финнигана: ищет. он не сможет вынести, если это так. если то, чего он так сильно боялся – темные ночи, проведенные в ванной, на кухне, на балконе; пачки скуренных сигарет, царапины и синяки на руках – окажется правдой, он не вынесет. не выдержит.сегодня бог решает, что счастье – это скучно.
ost: наадя - движение
Поделиться32018-08-08 23:06:19
если бы в сутках было тридцать шесть часов, вместо положенных двадцати четырех, адам просто спал бы больше. по синякам под его глазами можно считывать количество бессонных часов - как по кругам на срубе дерева можно определить его возраст.
часов без сна: 19
часов до следующей возможности поспать: 20
поэтому адам мысленно шепчет извинения приятному на вид молодому человеку, сидящему рядом с ним в трамвае, прежде чем "невзначай" опустить свою голову на его плечо и уснуть на пять-десять-пятнадцать минут. через несколько остановок молодой человек аккуратно трясет его за плечо.
- эй, парень, мне выходить на следующей остановке.
адам со сна помятый и растерянный. на щеке виднеется след от впечатанных в кожу складок темно-синего твидового пальто. незнакомец из трамвая тихо смеется.
- надеюсь, мое плечо было достаточно мягким.
мысленно бергманн благодарит всех существующих и несуществующих богов за таких вот людей, которые относятся к нему с пониманием. они кивает в ответ, хотя прекрасно осознает, что смог бы выспаться даже прислонившись щекой к окну. но окно холодное и чуть заиндевевшее с внешней стороны, а плечо соседа казалось до невозможности похожим на подушку.
часов до следующей возможности поспать: 19,2
через двадцать минут он доезжает до танцевальной студии, так что остается всего девятнадцать часов чистого бодрствования и изнурительных тренировок.
минус обед.
минус те самые божественные пять минут, когда танцоры завершили выступление и валятся с ног от усталости (валятся на пол, потому что маты из студии вновь кто-то вынес, и этому "кому-то" марко пообещал снести голову). они лежат на полу, положив головы на ноги/руки/животы друг друга и, пытаясь отдышаться, говорят о всякой ерунде.
- сегодня прелестная погода, - говорит робби, и очередной порыв зимней метели захлопывает хлипкую деревянную раму в противоположном конце комнаты.
- сходим после тренировки в кофейню? - крис перекатывается со спины на живот и кладет руки под подбородок. ей не очень удобно лежать, но все же лучше, чем на адамовом животе, который булькающе захлебывается смехом после комментария робби о погоде.
дело в том, что у адама прохудились кеды.
дело в том, что до следующей возможности купить себе нормальную обувь, а не хлипкую ткань на клее: 1 год 3 месяца 15 дней.
примерно через это время адам сможет накопить достаточно денег, с учетом квартплаты и прочих мелких расходов. на еду, например, на которую они с сестрой тратят слишком много. и, уж конечно, позволить себе ходить в кофейню он не может.
поэтому он говорит:
- ребята, я пас.
***
по блюдцу разливается чай с молоком, и адам ругается сквозь крепко сжатые зубы. ругается тихо, потому что на диване в гостиной уснула сестра и шесть утра - это слишком рано для подъема. по крайней мере, для тех членов семьи, которые не отправляются в семь утра на работу.
новый орлеан окутывает привычный осенний полумрак, но на улице вроде тепло, так что поверх пижамной майки адам накидывает только валяющийся на полу у кресла кардиган; кажется, вчера вечером он не слишком сильно заботился о порядке, раз позволил себе небрежно скомкать шерсть.
раз, два, три.
открыть дверь на балкон, ступить вперед, закрыть за собой дверь.
четыре.
поставить кружку чая на полуразвалившийся комод.
пять.
опереться руками о хлипкую перекладину, свеситься вниз.
в детстве - слишком далеком, чтобы помнить конкретный год/возраст/дату (неважно, не имеет значения) - он обожал плеваться с балкона. или бросать вниз воздушные шарики, наполненные водой. или запускать самолетики. адаму в детстве больше нравилось проводить время на балконе, нежели в квартире, воздух которой насмерть пропитался алкогольными парами и запахом пригоревшей каши.
каша - это все, что мог готовить им отчим. впрочем, даже такую простую вещь он умудрялся сделать несъедобной.
адам тяжело вздыхает и переводит взгляд чуть правее. и замирает.
на бельевой веревке одиноко трепещет короткими рукавами футболка, которую он знает слишком хорошо. эта футболка не принадлежит ему, она не принадлежит элспет, и когда адам вспоминает образ ее обладателя, на его шее смыкаются слишком знакомые - как и футболка, он практически знает каждый миллиметр наизусть, заучил карту морщин и трещин - мозолистые руки. он видит все настолько ярко, что приходится даже приложить собственные руки к шее, чтобы убедиться, что ничего нет.
адам начинает дышать.
обычная футболка. обычная черная футболка. обычная черная отчимова футболка. на футболке - жирный раскуренный джоинт. через всю грудь зеленым неоном готики растягивается надпись: «все, что нужно для счастья - кружка пива и хороший косяк». кружка пива, кстати, там тоже была нарисована.
адам вспоминает.
ему семь. старая квартира. мама на кухне готовит, отчим в гостиной смотрит регби. футболка настолько длинная, что ноги адама путаются, и он, неловко ими перебирая, становится прямо перед телевизором.
- привет, - говорит тихо.
мужчина смеется и приподнимается, меняя позу. зовет маму. на ней запачканный мучной пылью передник, но она все равно кажется самой прекрасной (для обоих мужчин - в этом нет сомнений).
позднее отчим объясняет, что семилетний ребенок не должен вообще знать, что такое «косяк», так что футболку не отдаст.
и вот теперь адам держит ее в руках.
буквы поблекли и почти стерлись, но рисунок еще можно различить - бокал пива и косяк, косяк и бокал пива. должно быть, элспет не удержалась и привезла ее со старой квартиры; отчим вряд ли был в том состоянии, чтобы заметить пропажу.
адам делает вдох и почти в ту же секунду шумно выдыхает.
через пару часов, когда он заходит в танцевальную студию и снимает парку, ребята посмеиваются. наивно было предполагать, что они ничего не заметят, потому что они замечают все. адам оборачивается, наигранно хмуря брови.
- за работу, лентяи. начинаем с пятой связки.
на нем обычная черная футболка, с нарисованными на ней кружкой пива и косяком. она пахнет стиральным порошком и - совсем немного - их с элспет квартирой.
адам смотрит на свое отражение и улыбается.
он почти счастлив.
***
адам проверяет дверь. раз. два. три. она заперта, но он все равно нерешительно держит пальцы на холодном и продолговатом язычке замка. дергает еще раз - закрыто.
счет идет уже на второй десяток, когда легкая рука элспет опускается на его руку.
- пойдем спать, - говорит она.
адам неразборчиво что-то мычит. вспоминает: сейчас двадцать три, нужно проверить замок еще раз, чтобы конечное число смогло разделиться на три без остатка. двадцать четыре делить на три. получится восемь. простая арифметика, которая застрала у него в голове. обессивно-компульсивное расстройство - так называют это психологи. три психолога, к которым он сходил на три консультации.
адам растягивает губы в нелепой улыбке и поворачивается к сестре. теперь можно идти спать. теперь он уверен, что ночью в их квартиру не вломятся воры и не убьют ее.
не убьют ее.
не убьют ее.
иногда ему становится легче, как будто окр просто забывает о существовании адама и переключается на кого-то другого. адаму жаль этого неизвестного человека, но и не жаль одновременно. говоря откровенно, он бы и рад избавиться от своего навязчивого состояния.
последние пять лет прошли как будто в раю.
в голове адама тихо: не слышно тиканья, тихого и гулкого стука барабанов, шуршания, нет белого шума. адам может теперь случайно порезаться ножом и не сделать нарочно такую же царапину на другой стороне своего тела. единственная привычка, которая у него осталась - считать дни и часы.
прошло четыреста двадцать два дня с их переезда в новый орлеан.
прошло три часа с тех пор, как он помыл руки.
он уже пять лет не проверял замки. не так часто.
иногда его пальцы все еще лежат на холодном и продолговатом язычке замка - в его голове у этого предмета интерьера всегда одно и тоже описание - но достаточно секунды, чтобы адам «проснулся» и пересилил себя. пять долгих, счастливых лет.
иногда он три раза поворачивает кольцо вокруг среднего пальца, на котором оно надето.
или повторяет одно и то же слово три раза, но ему всегда удается замаскировать это так, чтобы не заметили друзья или элспет. потому что если элспет заметит, она снова поведет его к психологу, где его снова вежливо попросят лечь на кушетку и вскрыть свою грудную клетку и свою черепную коробку и раз-два-три показать всем свои изъяны.
адам и так видит слишком много.
по ночам, когда он вдруг просыпается и чувствует себя до отвратительного беспокойно, лучшее, что можно сделать - выйти на балкон и посмотреть на небо.
но каждый раз звезды исчезают раньше, чем он успевает их сосчитать.
***
- вы-пей-ме-ня, - голос робби пьяный и плутовской, в руке покачивается бутылка водки, удерживаемая за горлышко лишь указательным и большим пальцами. на дне - три рюмки по сто пятьдесят миллилитров. рядом с пьяным робби стоит серьезный марко. слишком серьезный для сегодняшнего рождественского вечера, слишком трезвый. на нем черные ботинки, черные носки, черные брюки, черная водолазка, волосы кажутся темными, потому что на крыльце недостаточно света. на секунду адаму кажется, что марко - это аид из преисподней.
- ну же, алиса, - робби закидывает голову и смеется. кадык дергается под тонкой кожей шеи. адам сглатывает. - ну же, алиса. вы-пей-ме-ня.
пробка летит куда-то в кусты. резкий запах водки практически мгновенно распространяется по веранде, как будто это не алкоголь, а ароматическая свечка.
адам отстраненно думает, есть ли в природе ароматические свечки с запахом алкоголя, когда робби впихивает бутылку ему в руки. все, что может делать бергманн - вспоминать отчима.
как тот приходит с работы, снимает тяжелые ботинки, вешает куртку на крючок и проходит в кухню.
говорит:
- элспет, ты херовая хозяйка. твой муж сдохнет от голода раньше, чем ты успеешь моргнуть. неужели мать ничему не успела тебя научить?
элспет чертовых десять лет, и суповая кастрюля больше ее в два раза, но отчим уже накидался, так что убедить его в обратном невозможно. так было не всегда. это началось тогда, когда мама умерла.
она умерла во сне. адаму хочется верить, что она даже не смогла понять, что происходит. она просто заснула и не смогла проснуться, но даже и этого осознать не смогла, потому что - нет - ансельм не верит в жизнь после смерти. ему хочется рыдать почти каждый раз, когда он слышит слово «мама».
он боится забыть ее голос. он забудет когда-нибудь - его память просто ужасная. и он заранее ненавидит себя за это.
он боится забыть ее улыбку. даже на фотографиях она какая-то другая.
он боится забыть хрипотцу ее голоса, когда она смеялась. он боится забыть ее родинку под носом. боится забыть, как пахли ее руки, когда она мазала их своим кремом. как тепло было с ней обниматься. как она ругалась на него.
если бы он мог, он бы попытался сделать хоть что-нибудь, чтобы осчастливить ее. но правда в том, что мы чаще всего не знаем, когда увидимся с человеком в последний раз.
а потом отчим начал пить. и бить. и уносить из дома вещи. он был хорошим человеком, но теперь адам даже не уверен, можно ли считать его человеком.
и они с элспет просто собрали вещи и ушли.
это было одиннадцатое сентября две тысячи тринадцатого года.
***
в три часа ночи адам решает сварить себе кофе.
он устало откидывает наушники, откидывает одеяло, откидывает совесть и включает на кухне ослепительно яркий верхний свет. правда, потом он все же прикрывает дверь, чтобы не разбудить элспет, пусть она и спит в соседней комнате, а не на диване в гостиной, как он.
когда адам варит кофе, начинается магия.
он редко это делает. в основном, довольствуется крепким черным чаем с молоком, напоминая себе о старинной британской традиции, но иногда чай не подходит по настроению, и тогда приходится делать кофе.
адам тянется руками к потолку, выгибает спину - позвонки трещат так, как будто по ним проехался крошечный железнодорожный поезд - и зевает. это помогает ему проснуться.
он думает: куда же он в последний раз поставил джезву.
джезве столько же лет, сколько и самому адаму, если не больше. он думает об этом, когда почтительно снимает ее с верхнего шкафчика и протирает указательным пальцем пыль с латунной ручки.
в детстве ему казалось, что это - волшебная лампа, в которой заточен джинн. руки сами находят протертую временем и адамовыми пальцами медь.
если бы.
если бы в джезве действительно был заточен кофейный джинн, ансельм бы попросил его всего лишь о паре вещей.
вернуть ему маму.
дать ему денег, чтобы отправить элспет учиться в нормальный университет.
заставить того «трамвайного парня» проехать в трамвае еще раз, как раз, когда адам тоже будет там ехать.
но сколько бы адам не тер старую джезву, никакого кофейного джинна не было. и не только в этой конкретной джезве. вряд ли джинны вообще существуют, а если и существуют, то адаму точно ни один не встретится. в старой жестяной банке из-под печенья кофе осталось совсем на дне. это странно, потому что он помнит, как лично перетирал терпкопахнущие кофейные зерна на мельничке.
они с элспет уже давно выяснили, что обжаривать и молоть кофейные зерна самим - куда дешевле, чем покупать уже молотый кофе. и пусть они не так часто его пьют, все равно приятно иметь немножко про запас.
адам с оленьей беспомощностью оглядывает кухню.
совсем немножко.
руки сами находят специи, длинные пальцы пролезают в тонкое горлышко баночек, сами отмеривают количество мускатного ореха, корицы, сами отсчитывают головки гвоздики и стручки бадьяна, сами нерешительно останавливаются перед пакетиком с молотым шафраном.
пока джезва тихонько булькает кофе, адам тоже булькает, опираясь руками о стол и подталкивая себя, чтобы усесться на нем поудобнее. то ли стол низкий, по сравнению со столом, который был у них дома, то ли адам подрос, но раньше он мог болтать ногами не боясь задеть пол.
теперь он постоянно его задевает и неприязненно при этом морщится. если бы на полу была лава, адам уже давно избавился от своих пяток.
на запах кофе приходит элспет.
она заспанная, в длинной белой ночной рубашке, сонно потирает глаза руками и принюхивается, как собака.
- иди сюда, - тихонько зовет ее адам, будто бы боясь спугнуть кофе, который уже почти-почти. уже-уже.
элспет подходит к нему, становится между ног, позволяет брату скользнуть головой на ее плечо и прижать губы к белой ткани, которая наощупь почти как хлопок, но не хлопок.
адам говорит:
- у меня бессонница.
и снова: губами в плечо.
элспет ничего не говорит, но он и так понимает: стала бы она приходить на кухню, если бы спала крепким сном в своей комнате. ему хочется верить, что это пройдет, но на следующий день он идет на рынок и покупает у приветливой старушки необработанные кофейные зерна, чтобы дома обжарить их и перемолоть в легкую кофейную пыль.
а потом сварить себе кофе в три часа ночи.
Поделиться72018-08-09 01:11:56
maika monroe
х х х
elspeth bergmann — 20 y.o. — human
— ну же, алиса, — робби закидывает голову и смеется. кадык дергается под тонкой кожей шеи. адам сглатывает. — ну же, алиса. вы-пей-ме-ня.
пробка летит куда-то в кусты. резкий запах водки практически мгновенно распространяется по веранде. адам отстраненно думает, есть ли в природе ароматические свечки с запахом алкоголя, когда робби впихивает бутылку ему в руки. все, что может делать адам — вспоминать отчима.
как тот приходит с работы, снимает тяжелые ботинки, вешает куртку на крючок и проходит в кухню.
говорит:
— элспет, ты херовая хозяйка. твой муж сдохнет от голода раньше, чем ты успеешь моргнуть. неужели мать ничему не успела тебя научить?
элспет чертовых десять лет, и суповая кастрюля больше ее в два раза, но отчим уже накидался, так что убедить его в обратном невозможно. так было не всегда. это началось тогда, когда мама умерла.
она умерла во сне. адаму хочется верить, что она даже не смогла понять, что происходит. она просто заснула и не смогла проснуться, но даже и этого осознать не смогла, потому что — нет — адам не верит в жизнь после смерти. ему хочется рыдать почти каждый раз, когда он слышит слово «мама».
он боится забыть ее голос. он забудет когда-нибудь — его память просто ужасная. и он заранее ненавидит себя за это.
он боится забыть ее улыбку. даже на фотографиях она какая-то другая.
он боится забыть хрипотцу ее голоса, когда она смеялась. он боится забыть ее родинку под носом. боится забыть, как пахли ее руки, когда она мазала их своим кремом. как тепло было с ней обниматься. как она ругалась на него.
если бы он мог, он бы попытался сделать хоть что-нибудь, чтобы осчастливить ее. но правда в том, что мы чаще всего не знаем, когда увидимся с человеком в последний раз.
а потом отчим начал пить. и бить. и уносить из дома вещи. он был хорошим человеком, но теперь адам даже не уверен, можно ли считать его человеком.
и они с элспет просто собрали вещи и ушли.
это было одиннадцатое сентября две тысячи одиннадцатого года.
внешность обсуждаема.
имя — любое. мне, по какой-то причине, очень нравится имя elspeth // элспет, но вы вольны его поменять.
подробности биографии и особенности характера моего персонажа с удовольствием обсужу в лс или в любом удобном мессенджере, там же можно поговорить о планах на игру. например, элспет может быть медиумом и видеть призрак мамы, думать, что она сошла с ума и у нее галлюцинации, обращаться к гадалкам и жрицам вуду, такое вот все. а может и не быть, тут как захотите. просто к слову: адам от всего этого далек